Экскурсия "Храмы разных религий в Москве". Старообрядчество

HRAMI 0

В октябре ветераны нашего отделения побывали на двухдневной экскурсии, в ходе которой кратко познакомились  с некоторыми расположенными в Москве культовыми сооружениями разных религий. За такое короткое время невозможно охватить все мировые и моно -  религии, тем более все храмы. Но то, что нам удалось услышать и увидеть за это время, заслуживает осмысления. Также возникает желание поделиться новыми знаниями со всеми, кто участвовал в этом увлекательном тематическом путешествии (а это более сорока человек) и кто только собирается это сделать.

Строго говоря, не все сооружения, предназначенные для проведения богослужений и религиозных обрядов, принято называть храмами. Храм – это общепринятое название молельных мест христианской религии. Например, мечети, в отличие от христианских храмов, предназначены не только для молитв и богослужений, но и для проведения праздников, не имеющих прямого отношения к религии. В мечети зачастую выступают видные представители ислама, проводятся конкурсы на лучшего декламатора Корана.  Говорят, что уставший путник всегда может найти здесь приют для отдыха и ночлега. Синагога – тоже не храм, а лишь помещение для общественной молитвы. Согласно Ветхому Завету Храм у евреев только один, и он был разрушен в 70 году новой эры.

Во время экскурсии мы познакомились с христианскими храмами православия и одной из его ветвей – староверов, евангельских христиан-баптистов, апостольской армянской церкви и католическим костелом; Московской соборной мечетью и синагогой.

Кстати, в советское время понятие «храм» к культовым сооружениям применялось редко, обычно – «церковь». Но церковь  в переводе означает «дом Бога», а также избранных или отобранных из общего числа. Именно поэтому церковью называют не только само здание, но и группу верующих людей по всему миру.

Первый день экскурсии был посвящен знакомству с двумя российскими центрами старообрядчества  - Преображенской общиной (ветвь старообрядцы-беспоповцы)  и Рогожской общиной (ветвь старообрядцы-поповцы). Здесь надо сказать, что старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона (для сравнения, «староверы» - приверженцы дохристианского мировоззрения, верящие в Славянские Веды).

HRAMI 1

Отправная точка нашей экскурсии – Преображенская площадь. Это район Семеновской и Преображенской слобод, где находились потешные войска Петра I. В ожидании прихода экскурсовода мы сфотографировались у памятника первому солдату петровской армии Сергею Бухвостову. Вскоре к нам подошел пожилой мужчина с характерной для старообрядцев внешностью, служитель Преображенской общины. Перед тем, как отправиться в Преображенский монастырь, он поведал нам историю возникновения старообрядчества (реформа патриарха Никона, раскол, отличия старообрядцев от официальной православной церкви, течения старообрядцев, разногласия между ними).

Преображенская община – важнейший в России центр старообрядчества-беспоповства, возникший в конце XVIII века благодаря разрешению  Екатерины II, таким образом оценившей вклад староверов в борьбу с последствиями разразившейся в этой время эпидемии чумы.  При основании общины главную роль сыграл купец Илья Ковылин, старовер-федосеевец, организовавший богадельню и спонсировавший строительство монастыря. Поэтому община стала центром федосеевской конфессии, и только в конце XX века там стали относительно мирно уживаться три главные беспоповские строверческие конфессии: поморская, федосеевская и филипповская.

HRAMI 2

В настоящее время поморская община делит Никольско-Успенский храм с официальной церковью РПЦ: входы в каждый  храм – с разных сторон. Отношения прихожан – недружественные, в основном, со стороны «нововерцев». Здесь стало понятно, почему вступительная часть экскурсии была проведена не на территории монастыря.  Сам Никольско-Успенский храм  очень живописен, построен в стиле ложной готики с удивительным декором наружных стен, напоминает сказочные павильоны Царицыно работы Баженова, которому долго приписывалось авторство этого храма. Однако сейчас считается, что построил храмы Преображенского монастыря последователь Баженова – К.Ф.Соколов.

HRAMI 4

К Преображенской общине также относится отдельная территории женского монастыря, где располагается федосеевская община, довольно закрытая, но нам представилась возможность побывать и там. Это настоящая крепость, где живут наиболее радикальные старообрядцы, строго соблюдающие свои каноны и не приемлющие контактов с иноверцами. Главный храм общины – Крестовоздвиженская церковь (1809-1811 гг. постройки), сохранившаяся в первоначальном облике. Здесь же – жилые здания для монахинь.

HRAMI 3

Между мужским и женским монастырями расположено Преображенское кладбище, достопримечательностью которого является необыкновенная Никольская часовня работы того же Соколова, которую называют еще «часовня о девяти крестах». Также нам показали захоронение основателя Преображенской общины И.Ковылина.

HRAMI 6

Следующим объектом нашей экскурсии стал Духовный центр русской православной старообрядческой церкви «Рогожское» - главный центр староверов-поповцев в России с конца XVIII века. Причина возникновения – та же, что и Преображенского кладбища и Преображенской общины, с соизволения Екатерины II. Сначала разрешено было организовать кладбище, потом – построить у кладбища два каменных храма. Очень быстро на этом месте возник целый поселок староверов, построенный на купеческие деньги и в то время обособленный от Москвы. Кстати говоря, то, что практически все успешные предприниматели XVIII-XIX вв. (Морозовы, Носовы, Рябушинские, Солдатенковы и др.)  были староверами, объясняется действовавшими тогда законами и особой этикой по отношению к труду. Переходя в старую веру, человек мог рассчитывать на материальную помощь от общины или на беспроцентный кредит на развитие собственного дела. Праздность у староверов и расточительство всегда считалась грехом; почитался всякий труд, независимо от сложности и квалификации; зарабатывание, приумножение капитала – богоугодное дело, ведь все заработанное отдавалась общине, которая совместными усилиями спасалась от греховного мира.

После Екатерины поселок пережил два периода упадка: в 1856-1906гг. – от начатого Николаем I «закручивания гаек» до революции 1905 г. и в 1917-1991гг., причем в советское время  Рогожский поселок пострадал гораздо больше.

Сейчас духовный центр «Рогожское» украшают три прекрасных храма, восстановленные за последние годы: Покровский кафедральный собор, Христовоздвиженский собор и   Храм-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы.

HRAMI 7

Покровский кафедральный собор сооружен в 1790 г. в классическом стиле по проекту М.Ф.Казакова как летний (неотапливаемый)  храм. До строительства новообрядческого храма Христа Спасителя  собор превосходил все храмы Москвы. Имел три придела. В 1856г. алтари Покровского собора были закрыты на замки и опечатаны царскими властями, и это длилось до 1905г, когда Николай II разрешил распечатать алтари. С 1863 г. и по настоящее время здесь находится первосвятительская кафедра Русской православной старообрядческой церкви. С 1922г. Покровский собор, как и все старообрядческие церкви, подвергся «изъятию церковных ценностей» со стороны советской власти. Общий вес конфискованного большевиками серебра и жемчуга составил более тонны. В восстановленном на сегодняшний день храме поражает обилие икон, среди которых, как нам рассказали, есть 500- и 600 –летние уникальные иконы в серебряных вызолоченных ризах, написанные еще до раскола и вскоре после него и хранившиеся в семьях староверов, которые жертвовали их, наряду со старинными рукописями и книгами и богатой церковной утварью. Также обращают на себя внимание росписи абсолютно всех стен, потолков, колонн и других архитектурных конструкций и деталей.

HRAMI 8

Собор    Рождества Христова (Христовоздвиженский) сооружен в 1804г. по проекту И.Д.Жукова как зимний храм, тоже имел три придела. Как и Покровский собор, имеет драматичную историю (закрытие-открытие алтарей, разграбление советской властью; в 1929г. здесь была устроена столовая с пивной; в 1970-е годы размещались запасники музеев Московского Кремля). В конце 1990-х полуразрушенный храм  полностью восстановлен, продолжается внутренняя реставрация. Сейчас в храме службы не проводятся, используется как музей старообрядчества с соответствующими экспонатами. Здесь нас познакомили со старообрядческим пением: ребята и девушки исполнили несколько песнопений по так называемым «крюкам» - замысловатым нотным знакам.

Не менее драматичная история Храма-колокольни во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сооружен в 1908-1913гг. по проекту архитектора-старообрядца Ф.Ф.Горностаева, в память распечатывания в 1905г. старообрядческих алтарей. Строился на многочисленные пожертвования старообрядцев, основную лепту внесли женщины из семьи Морозовых.  В 1929г. по распоряжению властей колокола были сняты, при этом самый большой из них в 1000 пудов  - разбит. В 1933г. отобрали и сам храм-колокольню, вернули в 1949г. В 1988 г. возобновлен колокольный звон, в 1990г. из МХАТа вернули старообрядческий колокол весом более 4-х тонн.

HRAMI 9

Отдельно нужно сказать о Рогожском кладбище. На нем нашли свой последний покой многие поколения знаменитых и малоизвестных купеческих, священнических, крестьянских, служилых родов, а также старообрядческие архиереи. В 1930-е годы было уничтожено много памятников и надгробий «эксплуататорских классов», надгробия распиливались и шли на облицовку набережных реки Москвы и станций метро. Одновременно стали хоронить не только старообрядцев, но всех без различия. Несмотря на это, Рогожское кладбище не утратило своей старообрядческой особенности.

 

Вы здесь: Home Мероприятия текущего года Мероприятия прошлых лет Мероприятия 2019 года Экскурсия "Храмы разных религий в Москве". Старообрядчество