- Подробности
-
Категория: Мероприятия 2019 года
-
Опубликовано 19 Ноябрь 2019
-
Автор: Орлова Виктория Ильинична
-
Просмотров: 1662
Второй экскурсионный день начался со знакомства с храмом святителя Филиппа митрополита Московского в Мещанской слободе – православным храмом Сретенского благочиния Московского патриархата, который находится на месте встречи в 1652г. царем Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении из Соловецкого монастыря в Москву.
Это единственный храм в честь святителя Филиппа. Будучи игуменом Соловецкого монастыря, он очень много сделал для его всестороннего развития. В 1566г. Филиппа избрали на Московскую кафедру, некоторое время к нему благоволил Иван Грозный. Но вскоре начались гонения, и считается, что Филиппа умерщвил Малюта Скуратов. Мощи его сначала находились в Соловецком монастыре, а затем перенесены в Москву.
Входящая в комплекс зданий храма церковь-ротонда построена Матвеем Казаковым в 1788 г. и считается шедевром архитектуры классицизма.
В программу экскурсии также входило посещение Московской центральной церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) – одной из старейших и самых крупных баптистских церквей в Москве. Располагается она в здании бывшей Евангелическо-реформатской (протестантской) церкви по адресу: Малый Трехсвятительский пер., 3. В этом же здании в разное время располагались лютеранская община святого Михаила, община адвентистов седьмого дня. Все эти общины в советское время подвергались гонениям и репрессиям. Здесь же в 1944 г. произошло объединение евангельских христиан и баптистов.
Церковь знаменита выполненным известным в Германии мастером Э.Ревером органом, установленным в 1898 году и с тех пор ни разу не перестраиваемом, в связи с этим до наших дней сохранилось его первозданное звучание. По количеству регистров орган занимает пятое место в Москве после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. Чайковского, Католическом соборе и Большом зале Консерватории.
Представитель общины ЕХБ рассказал нам, что члены общины называют свои храмы «Домами молитвы». Общины состоят только из тех, кто в сознательном возрасте публично принял крещение (детей не крестят). Внутреннее убранство дома молитвы очень скромное: никаких икон, свечей, росписей. Нательные кресты не носят (крест у каждого в душЕ). Главной частью богослужений является проповедь, обычно по воскресеньям. Воскресные богослужения включают также пение псалмов, в том числе общее пение всех присутствующих; декламацию духовных стихов; выступления с церковными новостями или рассказами о действиях Бога в жизни верующих; а также молитвы (в том числе общие молитвы всех присутствующих).
Община ведет активную деятельность по оказанию помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию людям. В частности, распространены созданные и содержащиеся евангельскими христианами-баптистами центры реабилитации наркоманов, алкоголиков, недавно освободившихся заключенных; так называемое «больничное служение», когда волонтеры из членов ЕХБ оказывают различную помощь пациентам медучреждений, одиноким пожилым людям, сиротам, людям с ограниченными физическими возможностями.
Бросается в глаза, что служители ЕХБ не носят специальной одежды, мужчины одеты в обычные костюмы с белой рубашкой и галстуком.
Наше краткое знакомство с культовыми сооружениями ислама состоялось в Московской Соборной мечети, расположенной в Выползовом переулке, рядом с метро «Проспект Мира».
На этом месте с 1904 г. находилась первая мечеть в Москве, которая функционировала и в советское время. При реконструкции, начавшейся с 2005 г., старую мечеть разобрали, по некоторым данным из-за неточной ориентации на Мекку. И в сентябре 2015 г. новая Соборная мечеть была торжественно открыта. Как нам сообщил экскурсовод мечети, реконструкцию финансировал Сулейман Керимов, а также правительства Турции и Казахстана. В частности, Турция подарила полуторатонную хрустальную люстру для центрального зала, парадные резные двери, обработанные высокоэффективным противопожарным средством молельные шерстяные коврики, устилающие полы всех залов и галерей. Здание отделано канадским мрамором, устойчивым к значительному перепаду температур. Из бюджета Москвы ни на реконструкцию, ни на эксплуатацию здания и содержание прилегающей территории денежные средства не расходовались.
Мечеть представляет собой 6-этажное основное здание в византийском стиле с несколькими разномерными минаретами, башенками и куполами. Купол и минареты покрыты сусальным золотом, всего на их золочение ушло 12 кг такого золота. И внешний, и внутренний вид мечети тщательно продуман: все детали здания, даже самые маленькие, несут символически-смысловую или полезную нагрузку. В отличие от христианских храмов, где стены и потолки расписаны сценами из различных библейских сюжетов, в мечети – только арабская вязь и каллиграфия с выдержками из Корана (изображения человека и животных запрещены Кораном). Эти затейливые арабески вызывают восхищение своей гармоничной красотой и кропотливым трудом художника, их создавшего.
В музее ислама нам показали священную реликвию – факсимильное издание 1905 года самаркандской рукописи Корана Усмана, переписанной в VIII веке. На стенах - подарок матери С.Керимова – Серебряный Коран (копии всех страниц рукописи VIII века «Корана Усмана», выполненные на пластинках из серебра 999 пробы на Московском монетном дворе). Очень ценный экспонат Музея – макет Соборной мечети.
По данным экскурсовода, мечеть вмещает 15 тысяч человек, а всего в Москве проживает около трех миллионов мусульман.
При посещении Армянского храмового комплекса, который находится на углу Трифоновской улицы и Олимпийского проспекта, нас познакомили с Кафедральным собором, в котором во время нашей экскурсии проходила воскресная служба, и с Армянским музеем Москвы и культуры наций.
Кафедральный собор Преображения Господня издалека привлекает внимание своей мощью и красотой: его высота - 50 м, и он является самым высоким армянским храмом в мире; стены храма отделаны армянским розовым туфом, очень красивым материалом, на котором выразительно смотрится разнообразная резьба – конек армянских строителей. Особенность храма – пять глав вместо традиционной одной главы армянского храма, как дань архитектурному облику Москвы и ее церквей.
Храмовый комплекс был открыт в 2013 году, его строительство велось семь лет, этому предшествовали еще десять лет различных юридических, проектных и согласовательных действий. Кроме Собора в храмовый комплекс входит часовня Святого Креста, резиденция Католикоса, административный, гостевой и учебно-просветительный комплексы, а также Армянский музей Москвы и культуры наций, открытие которого в 2015 году было приурочено к 100-летию геноцида армян.
Музей очень интересный. Кроме залов, где экспонируются различные артефакты армянской истории, как духовной, так и светской, есть залы, где устраиваются выставки картин армянских художников, проходят тематические арт-программы, выставки, посвященные культурному взаимодействию Армении и России. Особенно приятно, что дети различных возрастов участвуют в деятельности музея, проводят экскурсии по отдельным вопросам. Таким образом, изучая историю своей страны, детям с малых лет прививается чувство патриотизма.
Московская хоральная синагога в Спасоглинищевском переулке появилась благодаря Александру II – он позволил евреям жить и работать вне черты оседлости.
Архитектура – купольная базилика, эклектика.
Интерьеры украшены растительными и геометрическими орнаментами. На южной стороне расположена мозаика с изображением ливанского кедра, как напоминание о разрушенном храме Соломона. Синагога – не храм, а лишь помещение для общественной молитвы. Синагога имеет 4 молельных зала для мужчин, для женщин – балконы и галерея.
Построена в 1887-1891гг., а открыта была только в 1906 году – после манифеста 1905 года о свободе вероисповеданий. В предшествующий открытию почти 20-летний период различных тяжб и перипетий купол здания был разобран и с фронтона убрано изображение Скрижалей Завета.
В советские годы синагога не закрывалась, но вторая полноценная ее жизнь началась только через 100 лет, в 2006 году. Этому предшествовали реставрационные работы, начиная с 2001 года, в ходе которых зданию был возвращен исторический облик – над синагогой появился купол, увенчанный звездой Давида. Тогда же напротив молельного дома была установлена композиция «Птица счастья» (скульптор – И.Бурганов), олицетворяющая дружбу народов и открыта символическая Стена Плача из колотого камня.
«Хоральная» означает, что богослужения в синагоге сопровождает пение хора, а не одного кантора (певчего).
Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - крупнейший католический собор в России архиепархии Матери Божьей, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года, один из трёх действующих в настоящее время католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика и храмом святой Ольги.
Собор был построен после прошения в 1894 году совета Римско-католической церкви губернатору Москвы как филиал собора апостолов Петра и Павла. Дата основания – 1899г., строительство велось десять лет, с 1901 по 1911гг. Архитектор – Фома Богданович-Дворжецкий, архитектурный стиль – неоготическая трехнефная крестовидная базилика.
В 1938 г. собор постигла та же печальная участь, что и других храмов разных конфессий в СССР. В 1990-е годы шла работа по его восстановлению. Богослужение в центральном нефе храма возобновилось только в 1998 году.
В настоящее время в соборе служат мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также тридентские мессы и мессы по армянскому обряду.
В соборе с 2001 года проходят концерты отечественных и зарубежных органистов, концерты духовной, церковной, классической и джазовой музыки, фестивали, (например, международный фестиваль христианской музыки «Музыка соборов мира», международный рождественский фестиваль), а также мистерии, исполненные в концертно-сценической постановке. Организатором музыкальных мероприятий является благотворительный фонд «Искусство добра».
На этом наша двухдневная интереснейшая экскурсия былв завершена. Новые знания и впечатления переполняли нас, но по прошествии некоторого времени как-то улеглись в сознании, упорядочились. И главный вопрос как итог всего увиденного и услышанного: когда же люди, которые при различиях в происхождении, воспитании, укладах все как бы стремятся к добру, найдут взаимопонимание, прекратят религиозные войны и вообще любые войны?