- Подробности
-
Категория: Мероприятия 2016 года
-
Опубликовано 23 Ноябрь 2016
-
Автор: Орлова Виктория Ильинична
-
Просмотров: 2929
10 ноября группа ветеранов нашей организации в количестве 20 человек посетила с экскурсией подмосковный город Павловский Посад, который известен текстильной промышленностью, прежде всего, производством знаменитых во всём мире павловопосадских платков и шалей.
В программу экскурсии входило посещение музея истории русского платка и шали, а также фабрики ёлочной игрушки, расположенной в деревне Данилово Павловопосадского района
Визитной карточкой Павловского Посада является один из русских народных промыслов – производство платков и шалей из шерсти с характерным, «павловопосадским», рисунком. Фирменный стиль павловопосадских платков и шалей (объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанные по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов) окончательно оформился в начале XX века.
Сейчас ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», кроме традиционных павловопосадских платков и шалей из шерсти, производит шёлковые платки и шарфы, а также хлопковые скатерти. История промысла восходит к временам правления Николая I, когда здесь была основана одна из самых первых в России крупных текстильных фабрик, специализирующаяся на производстве шелковых и шерстяных платков.
С историей развития этого уникального промысла мы смогли ознакомиться при посещении открытого в 2002 г. по инициативе коллекционера из Владимира Ф.Шишенина музея истории русского платка и шали.
Несколько залов в музее посвящены истории платка. Самыми традиционными для древней Руси были платки тканые и вышитые. Украшаться они могли также аппликацией и кружевом.
Основное место в фондах музея занимает коллекция платков и шалей из разных видов тканей 18-20 в.в., в том числе шали шерстяные ручной набойки, платки памятные и уникальные, предметы одежды, интерьера рубежа 19-20 веков.
Интересна технология изготовления изделий. С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками «манерами», сам рисунок — досками «цветами». Для создания обычного головного платка требовалось до 50 таких досок с рельефным рисунком, отдельно для каждого цвета и типа фрагмента.
Но есть в музее экспонат, для которого потребовалось не полсотни, а порядка 800 досок. Это большое панно " К 800 - летию Москвы", его размер: 365 х 200 см.
Особое место в музее отведено коллекции памятных платков: "К 100 - летию Отечественной войны 1812 года", "Тысячелетие России", "В память народного праздника (1896 г.), «Народное ополчение Минина и Пожарского. Подвиг И.Сусанина» и много других.
С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шёлковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
И, хотя почти у каждой из нас дома есть павловопосадские платки, мы не удержались и приобрели в фирменном магазине понравившиеся изделия этого замечательного русского промысла, чтобы увезти с собой не только впечатления и новые знания, но и волшебный кусочек неординарного искусства русских мастеров, популярность которого с годами только возрастает.
На фабрике ёлочной игрушки («Производственная компания «Иней»), выпускающей ёлочные украшения с 1937 года, сохраняется традиция ручного изготовления ёлочной игрушки способом выдувания и ручной росписи.
Нам представилась возможность ознакомиться со всеми циклами технологического процесса изготовления ёлочных украшений. Сначала мы побывали в стеклодувном цехе, где наблюдали завораживающее действо - превращение прозрачных стеклянных трубок в шары разного диаметра, шишки, подвески и другие формы. Надо сказать, что мастерство стеклодувов уникально и самобытно, и труд этот - не лёгкий. Приёмы этой творческой профессии требуют больших навыков и способности чувствовать стекло. Кроме ручного выдувания с использованием горелки на фабрике применяется также формовая выдувка 40 видов фигурок.
Следующий этап изготовления (единственный автоматизированный процесс на всём производстве) - металлизация, при котором для получения зеркальной поверхности изделия подвергаются обработке методом термического испарения алюминия в вакууме в специальной машине.
Далее мы посетили лакировочный цех, где игрушки покрывают одним из 4-х видов лака, окуная их вручную определённым образом в ёмкости с лакокрасочным материалом, после чего сушат их, ставя в песок на длинных ножках. Последним же этапом нашей экскурсии была мастерская, где художники каждую игрушку расписывают вручную, применяя многоцветную кистевую мазковую живопись с декоративной отделкой различными материалами.
Нам, как и всем экскурсантам, дали возможность самим попробовать расписывать ёлочные игрушки во время мастер-класса. После чего мы на практике убедились, что для сотворения такой красоты, какую мы наблюдали в готовых изделиях фабрики, нужно много таланта и терпения.
Надо сказать, что ветераны нашей организации уже не первый раз знакомятся с процессом производства и декорирования ёлочных игрушек. Сравнение увиденного сейчас и ранее подтверждает, что у каждой фабрики свой неповторимый стиль.
Яркие впечатления надолго останутся в памяти после посещения музея ёлочной игрушки, где представлена история ёлочных украшений, начиная с 30-х годов прошлого столетия. Экспозиция музея сгруппирована по темам и по годам. Тематика отражает все значимые события в политической и экономической жизни страны: полёт в космос Ю. Гагарина, дружбу народов СССР, подъём сельского хозяйства, культ кукурузы и т. п. Приятно было увидеть в витринах игрушки нашего детства, а также детства наших детей.
А уж когда к нам вышли Дед Мороз со Снегурочкой, с интересными загадками, подарками и хороводом вокруг ёлочки, мы совсем "растаяли". На прощанье заглянули в фирменный магазин игрушек и не отказали себе в удовольствии приобрести на память об этом волшебном месте понравившиеся игрушки.
Огромная благодарность Светлане Николаевне Павловой за организацию замечательной экскурсии.