Экскурсия в Павловский Посад

 PP 1

10 ноября группа ветеранов нашей организации в количестве 20 человек посетила с экскурсией подмосковный город Павловский Посад, который  известен текстильной промышленностью, прежде всего,  производством знаменитых во всём мире павловопосадских платков и шалей.

В программу экскурсии входило посещение музея истории русского платка и шали,  а также  фабрики  ёлочной игрушки, расположенной   в деревне Данилово  Павловопосадского района

Визитной карточкой Павловского Посада является один из русских народных промыслов – производство  платков и шалей  из шерсти с характерным, «павловопосадским», рисунком. Фирменный стиль павловопосадских платков и шалей (объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанные по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением  орнамента и стилизованных растительных элементов)   окончательно оформился в начале XX века.

PP 2

Сейчас ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», кроме традиционных павловопосадских платков  и шалей из шерсти, производит шёлковые платки и шарфы, а также хлопковые скатерти. История  промысла  восходит к временам правления Николая I,   когда  здесь была основана одна из самых первых в России крупных текстильных фабрик, специализирующаяся на производстве шелковых и шерстяных платков.

С историей развития этого уникального промысла мы смогли ознакомиться при посещении  открытого в 2002 г.  по инициативе  коллекционера из Владимира Ф.Шишенина музея истории русского платка и шали.

PP 3

Несколько залов в  музее посвящены истории платка. Самыми традиционными для древней Руси были платки тканые и вышитые. Украшаться они могли также аппликацией и кружевом. 
Основное место в фондах музея занимает коллекция платков и шалей из разных видов тканей 18-20 в.в., в том числе шали шерстяные ручной набойки, платки памятные и уникальные, предметы  одежды,  интерьера рубежа 19-20 веков.  

PP 4 

Интересна технология изготовления изделий. С момента основания фабрики до 1970-х  годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками «манерами», сам рисунок —  досками «цветами».  Для создания обычного головного платка требовалось  до  50 таких досок с рельефным рисунком, отдельно для каждого цвета и типа фрагмента.  

PP 5     

Но есть в музее экспонат, для которого потребовалось не полсотни, а  порядка 800 досок. Это большое панно " К 800 - летию Москвы", его размер: 365  х 200 см.

PP 6

Особое  место в музее отведено коллекции памятных платков: "К 100 - летию Отечественной войны 1812 года", "Тысячелетие России", "В память народного праздника (1896 г.), «Народное ополчение Минина и Пожарского. Подвиг И.Сусанина» и много других.

PP 7

С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью  шёлковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

И, хотя почти у каждой из нас дома есть павловопосадские платки, мы не удержались и приобрели в фирменном магазине понравившиеся изделия этого замечательного русского промысла,  чтобы увезти с собой  не только впечатления и новые знания, но и волшебный кусочек неординарного искусства русских мастеров, популярность которого с годами только возрастает.

На фабрике ёлочной игрушки («Производственная  компания «Иней»), выпускающей ёлочные украшения с 1937 года, сохраняется традиция ручного изготовления ёлочной игрушки способом выдувания и ручной росписи.

Нам представилась возможность ознакомиться со всеми циклами технологического процесса изготовления ёлочных украшений.  Сначала мы побывали в стеклодувном цехе,  где наблюдали завораживающее действо - превращение прозрачных стеклянных трубок в шары разного диаметра, шишки, подвески и другие формы. Надо сказать, что  мастерство стеклодувов уникально и самобытно, и труд этот  - не лёгкий. Приёмы этой творческой профессии требуют больших навыков и способности чувствовать стекло. Кроме ручного выдувания с использованием горелки на фабрике применяется  также формовая выдувка 40 видов фигурок.

Следующий этап изготовления (единственный автоматизированный процесс на всём производстве) - металлизация,  при котором  для получения зеркальной поверхности изделия подвергаются обработке методом термического испарения алюминия в вакууме в специальной машине.

PP 8

Далее  мы посетили лакировочный цех, где игрушки покрывают одним из 4-х видов лака, окуная  их вручную  определённым образом в ёмкости с лакокрасочным материалом,  после чего сушат их, ставя в песок на длинных ножках. Последним же этапом нашей экскурсии была мастерская, где  художники каждую игрушку расписывают вручную,   применяя многоцветную кистевую мазковую живопись с декоративной отделкой различными материалами.

Нам, как и всем экскурсантам, дали возможность самим попробовать расписывать ёлочные игрушки во время мастер-класса. После чего мы на практике убедились, что  для сотворения такой красоты, какую  мы наблюдали в готовых изделиях фабрики, нужно много таланта и терпения.

Надо  сказать, что ветераны нашей организации  уже не первый раз  знакомятся с процессом производства и   декорирования  ёлочных игрушек.     Сравнение   увиденного  сейчас и ранее подтверждает, что у каждой фабрики свой неповторимый стиль.

Яркие впечатления  надолго останутся в памяти  после посещения музея  ёлочной игрушки, где представлена история ёлочных украшений, начиная  с 30-х годов прошлого столетия.  Экспозиция  музея сгруппирована по темам и по годам.   Тематика  отражает все значимые события в политической и экономической жизни страны:  полёт  в космос Ю. Гагарина, дружбу народов СССР, подъём сельского хозяйства, культ кукурузы и т. п.  Приятно было увидеть в витринах игрушки нашего детства, а  также  детства наших детей.

PP 9

А уж когда к нам вышли Дед  Мороз со Снегурочкой, с интересными загадками, подарками и хороводом вокруг ёлочки, мы совсем "растаяли". На прощанье  заглянули в фирменный магазин игрушек и не отказали себе в удовольствии приобрести на память об этом волшебном месте понравившиеся игрушки.

PP 10

Огромная благодарность Светлане Николаевне Павловой за организацию замечательной экскурсии.