Экскурсия в музей сословий

MUZEI S 1

На днях группе ветеранов нашего отделения случилось побывать в удивительном месте, подобно которому, как утверждают СМИ, нет нигде в мире. Мы были в Музее сословий – главном и последнем детище выдающегося художника, истинного патриота России Ильи Сергеевича Глазунова.

Музей был открыт 12 июня 2017 года, за месяц до ухода его создателя. В музее более 4500 экспонатов, основная их часть  - из личной коллекции И.С.Глазунова, которую он собирал в течение всей жизни и принял решение передать ее городу Москве. Поражает не только количество предметов искусства и быта царской России, собранных одним человеком, но и их уникальность. Илья Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России.

Сословия – это компоненты российского общества, как говорил И.С.Глазунов, три кита, на которых оно держалось. Наиболее точно охарактеризовал суть сословий на Руси русский публицист, общественный деятель М.Меньшиков (это определение Глазунов выбрал в качестве эпиграфа к экспозиции музея):

«Сословия – это разграничения по труду… Сословия были трудовыми профессиями, корпорациями весьма реального, необходимого всем труда. Дворянство было органом обороны народной, органом управления. Оно действительно воевало. Рождаясь для войны, оно часто умирало на войне. Духовенство действительно управляло духом народным; доказательство – глубокая религиозность того времени и уважение к священству. Купечество торговало и ничем другим не увлекалось, ремесленники занимались ремеслами, земледельцы – земледелием… Этот порядок вещей дал возможность расцвести чудной цивилизации…».

Музей расположился в трехэтажном особняке, слева от Галереи Глазунова, вход со двора. Каждому сословию отведен целый этаж: на 1-м - «Дворянство», на 2-м – «Духовенство» и на 3-м – «Крестьянство».

MUZEI S 2

Раздел «Дворянство» открывает центральный круглый зал с колоннами и купольным потолком, на стенах – галерея царских портретов, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II. Причем, портрет Екатерины II в центре композиции – подлинник работы Ф.Рокотова. В остальных залах, воссоздающих быт дворянских усадеб – также много подлинников  (Левицкий, Боровиковский, Кустодиев, Рерих, Нестеров и др.). Уникальная картина «Мадонна с младенцем» - из коллекции Наполеона.

MUZEI S 3

В кабинетах, где представлены эти картины, на полу – великолепный персидский ковер, подлинные мебельные гарнитуры из красного дерева. А в женской комнате поражаешься янтарному блеску мебели из самого любимого в России материала – карельской березы. Стены обиты шелком, от которого просто глаз не оторвать. Экскурсовод рассказала, что на изготовление этого материала со сложным многоцветным рисунком у мастерицы ушло три года.  Одежда на манекенах – платья а-ля Наташа Ростова, как диктовала тогда французская мода. Говорят, из-за глубокого декольте  и легкой ткани такой модный фасон провоцировал заболевания, вплоть до воспаления легких, и тогда в моду вошли большие шали, которые дамы накидывали на плечи. В последней «дворянской» комнате уже мужские манекены в богато расшитых камзолах XVIII века, а на женщинах – французские платья с корсетами и кринолинами. Все одежда – подлинная, отреставрированная. В этом разделе запомнились также редкие гравюры, появившиеся в конце  XVII века. Особенно интересна «Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки» работы голландца П.Пикара вместе с граверами Московской Оружейной палаты, 1707-1708 гг., выполненная в этой технике и считающаяся первой панорамой нашего города.

MUZEI S 4

Раздел музея «Духовенство» представлен, конечно, иконами, которые все абсолютно уникальные, каждая со своей историей. Многие иконы Илья Сергеевич буквально спас от уничтожения, в период безверия и хрущевской «оттепели». В частности, есть иконы XVIII века, которые повсеместно в этот период уничтожались, т.к. чиновниками от искусства считалось, что имеют ценность только более древние экземпляры. Последний зал этого раздела по своей конструкции и цветовому решению напоминает Грановитую палату Кремля; там размещены 12 икон, символизирующих 12 праздников, от Рождества Святой Богородицы до ее Успения, созданные мастерами Московской Оружейной палаты.

MUZEI S 5

В одной из комнат – письменный мебельный гарнитур (письменный стол и кресла), расписанный знаменитым художником-иллюстратором русских народных сказок  И.Билибиным. Их можно рассматривать бесконечно. А в другом зале – потрясающий мебельный гарнитур (диваны, стулья, кресла) с изображением Ивана Грозного, принимающего ключи от Новгорода, автором которых является Васнецов; здесь же, в углу – икона его авторства «Богоматерь с младенцем на троне». Интересны также деревянные храмовые скульптуры Христа и святых, разнообразные металлические иконы-складни.

MUZEI S 6jpg

Самое большое впечатление производит экспозиция раздела «Крестьянство», опровергающая наше, воспитанное советским временем, представление о крестьянах на Руси как беднейших слоях населения, бесправных, ходящих в лаптях и перебивающихся с хлеба на воду. Здесь нам показывают быт более зажиточных крестьян из северных губерний, у которых были огромные деревянные дома (подтверждение - на фото), уютные и нарядные внутри, с красивой утварью и добротной одеждой (все вещи – подлинные, собранные Глазуновым в поездках по России). Поражает фронтон деревянного дома 1866 г., сплошь украшенный резьбой, привезенный Глазуновым из Городца. Оказывается, резьбу делали не столько для украшения, сколько для защиты от злых духов, о чем свидетельствуют специальные вырезанные знаки. Восхищает уникальная коллекция прялок, тоже с резьбой и росписью, среди которых есть прялка XVII века. Каждой девочке в 5 лет дарили маленькую  прялку, и с этого времени она начинала готовить себе приданое.  Удивительная коллекция саней и саночек, тоже расписных. Сани – свадебные, изящные, с изображением льва, что означало, что на них пара едет под венец. А маленькие саночки, можно сказать, предсвадебные, так как на них, кроме детей, катались с горы парочки, которым, чтобы вместиться на маленькое сидение, нужно либо крепко обняться на глазах у всех, либо девушке сесть на колени к парню. И все… нужно жениться.

MUZEI S 8jpg

Но больше всего удивляет нарядная женская одежда, привезенная Глазуновым из более 20 губерний. Причем, из северных – более богатая, с мехами, заграничными материалами, обилием речного жемчуга на головных уборах, одежде и в виде многочисленных ниток бус; а из южных – материалы и украшения попроще, но ярче и веселее.  От экскурсовода мы услышали много интересного о многообразии женских головных уборов на Руси, о символизме каждой детали одежды, так что можно было по ним «прочитать» всю информацию о ее обладательнице. Представлен стенд с разнообразными поясами – вязаными, вышитыми, вытканными, которые служили оберегами, и без них ни одна женщина не выходила из дому, часто надевая их под одежду, чтобы никто не видел. Еще запомнились специальные платки, на которых изображались значимые для страны события и герои этих событий (коронация царя, победа генерала в битве  и т.п.). Эти платки не носились, а хранились как подарок и память. В экспозиции представлены очень красивые жаккардовые шали, которые вошли в моду после того, как этот способ производства ткани со сложным рельефным плетением создал ткач из Лиона Жозеф Мари Жаккард.

MUZEI S 7jpg

Совет всем, кто заинтересовался и хочет увидеть все своими глазами: звоните заранее и записывайтесь на экскурсию, и просите экскурсовода Катю – получите незабываемые впечатления. Экскурсия длится часа полтора, а потом можно ходить по залам самостоятельно хоть до самого закрытия. Фотографирование – без ограничений.

Огромное спасибо Загряжской Т.Е., организовавшей нашу экскурсию.